Переславский Третьяков

16 Августа 2019

Именно так называли купца первой гильдии Ивана Свешникова, собиравшего картины русских художников. Эти полотна впоследствии послужили основой для создания художественного отдела будущего Переславского музея-заповедника.

Истинная благотворительность – не разовый дар, а постоянное подвижничество

Так написал в своих дневниках другой известный переславский меценат А. Варенцов. С ним был согласен и купец Иван Свешников, собиравший старинные полотна в своём доме на Ростовской 18.

Впоследствии меценат хотел передать картинную галерею городу, но городская Дума её не приняла из-за отсутствия средств. Полотна были перевезены в Румянцевский музей Москвы.

После революции картины начали раздавать провинциальным галереям и 45 из них вернулись на родину в город Переславль. Инициатором передачи был тогдашний директор открывшегося музея М. Смирнов, а вез картины на подводах другой художник – Д. Кардовский.

Бесценный дар городу

Описать все 45 полотен очень сложно, поэтому лучше всего отметить самые значительные. Например, портрет самого Свешникова и его жены, а также картины А. Егорнова, с пейзажами, напоминающими окрестности Переславля.

Поражает своей реалистичностью полотно «Дедушка, спаси» П. Венига, на котором изображены стоящие среди метели нищий и мальчик-поводырь, которых окружили волки.

Другая известная картина, когда-то приобретённая Свешниковым, – полотно Шишкина «Ручей в лесу», в котором ощущается рука известного русского пейзажиста.

Знаковым является полотно «На родине» М. Соколова, за которую он получил звание свободного художника. На картине изображена крестьянская изба, куда приехал студент, учащийся в университете. Чувствуется, насколько горда семья молодым человеком, который поступил в учебное заведение, куда нелегко было попасть крестьянским детям.

В собрании Свешникова также есть картины Поленова, Дубовского, Маковского, Боголюбова, Рубо, Прянишникова. И сейчас эти полотна привлекают внимание посетителей Переславского музея.